Продажа готового бизнеса

в Саратове

+7 8452 39-10-10 e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В данной статье мы хотели бы рассмотреть ряд вопросов, которые играют важную роль при продаже бизнеса.

Оценка продаваемого предприятия  во многом зависит от перспектив его развития. При определении рыночной стоимости бизнеса выявляется, какие доходы, когда и в какой форме будет получать собственник капитала предприятия и с каким риском это сопряжено.

В современной практике приняты три основных подхода к оценке бизнеса: доходный, затратный и рыночный.

Доходный подход  основан на оценке коммерческого потенциала бизнеса. Например,  объем продаж бензина для АЗС, товара для магазина или оплаты услуг для рекламного  агентства, являются источниками дохода, который после сравнения с операционными расходами позволяет определить доходность данного предприятия. В рамках доходного подхода применяются метод  дисконтированных  денежных потоков и метод капитализации.

Метод дисконтированных денежных потоков наиболее применим для оценки  сравнительно «молодых» предприятий, имеющих прибыльную историю деятельности с ярко выраженной динамикой к росту продаж. Суть метода  заключается в определении капитализированной стоимости доходов, при котором последовательно каждый доход или группа доходов со своими ставками дисконтирования приводятся к величине, равной сумме их текущих стоимостей. В результате оценки предприятия методом дисконтированных денежных потоков получается стоимость контрольного ликвидного пакета акций. Если же оценивается неконтрольный пакет, то делается скидка.

Метод капитализации доходов заключается в расчете текущей  стоимости будущих доходов, полученных от использования объекта с помощью коэффициента капитализации: V=I/R, где V – стоимость, I – периодический доход, R - коэффициент капитализации. Метод капитализации чаще применяется к «зрелым» предприятиям, которые уже успели накопить активы в результате капитализации в предыдущие периоды. Метод капитализации дохода в наибольшей степени подходит для ситуаций, в которых ожидается, что предприятие в течение длительного срока будет получать примерно одинаковые величины дохода (или темпы его роста будут постоянными). В отличие от оценки недвижимости, в оценке бизнеса данный метод применяется довольно редко из-за значительных колебаний величин прибылей или денежных потоков.

Рыночный подход (сравнительный) используется в том случае, если достаточно хорошо развит рынок бизнеса, подобного оцениваемому (например, рынок акций ликвидных предприятий: Газпром, Сбербанк и т.д.). Данный подход предусматривает сравнение стоимости продаваемого объекта со стоимостью объекта на рынке, обладающего такой же полезностью. При сравнительном подходе используют методы оценки рынка капитала, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов.

Метод оценки капитала основан на рыночных ценах акций схожих компаний. Этот метод предполагает финансовый анализ оцениваемой и сопоставляемой компании.

Метод сделок (продаж) представляет собой частный случай метода рынка капитала и основан на анализе цен купли-продажи контрольных пакетов акций компаний-аналогов или анализе цен приобретения бизнеса целиком в соотношении с важнейшими финансовыми показателями. Это соотношение называется оценочным мультипликатором. Умножив величину мультипликатора на аналогичный финансовый показатель оцениваемого предприятия, определяется стоимость последнего.

Метод отраслевых коэффициентов применяется на основе анализа практик продаж бизнесов. Устанавливается определенная зависимость между ценой продажи и каким-либо показателем - например, годовой выручкой.

Затратный подход  крайне редко применяется при продаже бизнеса. Согласно этому подходу, стоимость бизнеса будет зависеть от того, сколько стоит на данный момент создать  аналогичный бизнес. К сожалению, цена, полученная этим методом, далеко не всегда отражает потенциал компании или его рыночную стоимость.

Стоимость предприятия оценивается совокупностью методов, при этом вес каждого метода устанавливает оценщик. После проведения оценки нужно скорректировать стоимость  на сумму кредиторской задолженности, которая есть у предприятия и, таким образом, мы получим цену бизнеса.

Грамотно провести оценку предприятия сможет лишь профессионал. Он подберет оптимальную комбинацию методов оценки и составит грамотный отчет. В случае продажи средних и крупных предприятий, деньги, вложенные в оценку, окупятся, так как позволяют узнать реальную стоимость предприятия и аргументировано отстоять ее перед покупателем.

Проведение независимого аудита - следующий вопрос, на который необходимо обратить внимание. Если у вас будет на руках аудиторское заключение и отчет о стоимости бизнеса, вы заранее снимите большое количество вопросов у покупателя.  Необходимо привести всю бухгалтерскую и налоговую документацию в порядок. Покупатель обязательно будет изучать баланс предприятия и отчет о прибылях и убытках. Также необходимо продлить актуальные для предприятия договора, а также погасить по ним задолженность. Вообще, чем понятнее и прозрачнее бизнес, тем проще его продать и получить адекватную цену.

Конфиденциальность  подготовки продажи также очень важный аспект при продаже бизнеса.  Информация о том, что ваше предприятие готовится к продаже, может оказать негативное воздействие как на сотрудников компании (может подвигнуть их к поиску новой работы), так и на ваших деловых партнеров (они вполне могут пересмотреть какие-то выгодные договора для вашего бизнеса), что явно не поможет при продаже.

Перед началом непосредственного поиска покупателя стоит проработать правовые схемы продажи. Важно урегулировать отношения между соучредителями внутри общества с ограниченной ответственностью или акционерами внутри закрытого акционерного общества, оформить необходимые правовые моменты еще до поиска покупателя. Например, участник общества с ограниченной ответственностью обязан за месяц письменно уведомить остальных участников общества и само общество о намерении продать свою долю. Далее, следует подготовить договора с необходимыми приложениями в зависимости от формы собственности и типа предполагаемой сделки (купля-продажа, либо слияние, поглощение, аренда с выкупом и т.п.)

Заручившись указанными выше документами и обеспечив надлежащую конфиденциальность можно приступать к поиску покупателя вашего бизнеса.

Здесь вы можете использовать все возможные каналы коммуникации: СМИ, интернет, использование деловых связей и др.

И наконец, особо остро встает вопрос обеспечения безопасности бизнеса, так как существует риск оказаться обманутым мошенниками или оказаться под прессингом криминала.  Для того чтобы сделка была успешной и безопасной, необходимо предварительное изучение контрагента. Это могут сделать только профессионалы, услуги которых стоят недешево, но, сравнивая их с возможностью лишиться своего дела, представляются оправданными.

Для успешной продажи бизнеса следует обратить внимание на упомянутые вопросы, но если у вас нет четкого представления как продавать свой бизнес, то разумнее  обратиться к профессиональным бизнес-брокерам. 

 

читать далее: Способы приобретения бизнеса